Понятие нутрициологии: основные термины, определения, цели и задачи.
Роль нутрициолога в здоровье человека.
Этические аспекты работы нутрициолога.
Описание роли нутрициолога в команде здоровья.
Практика:
Опрос о привычках питания.
День 2 Теория:
Общее понятие о пищеварительной системе.
Анатомия и физиология органов пищеварения.
Процессы пищеварения: как перерабатывается пища.
Метаболизм макроэлементов: анаболизм и катаболизм.
Проблемы и заболевания пищеварительной системы.
Практика:
Викторина «Анатомия и физиология пищеварительной системы»
День 3 Теория:
Роль макронутриентов в организме
Макронутриенты: БЕЛКИ. Их строение, функции и источники. Место в рационе.
Практика:
Анализ продуктов питания по содержанию в них БЕЛКОВ.
День 4 Теория:
Макронутриенты: ЖИРЫ. Их строение, функции и источники. Место в рационе.
Макронутриенты: УГЛЕВОДЫ. Их строение, функции и источники. Место в рационе.
Рекомендации по потреблению макронутриентов. Соотношение в рационе.
Практика:
Анализ продуктов питания по содержанию в них ЖИРОВ.
Анализ продуктов питания по содержанию в них УГЛЕВОДОВ.
День 5 Теория:
Общее понятие о витаминах.
Классификация витаминов.
Функции витаминов в организме.
Недостаток витаминов.
Переизбыток витаминов.
Питательные источники витаминов.
Влияние кулинарной обработки на концентрацию витаминов.
Рекомендации по употреблению витаминов.
Практика:
Создание «витаминной таблицы» с их функциями и источниками. (заполнение шаблона по ходу лекции).
День 6 Теория:
Общее понятие о минералах.
Основные макроэлементы.
Основные микроэлементы.
Функции в организме.
Недостаток минералов.
Избыток минералов.
Питательные источники минералов.
Влияние кулинарной обработки на содержание минералов.
Практика:
Создание «минеральной таблицы» с их функциями и источниками (заполнение шаблона по ходу лекции).
День 7 Теория:
Определение пищевых групп.
Важность разнообразия в рационе.
Зерновые продукты
Овощи
Фрукты
(виды, пищевая ценность, роль в рационе, рекомендации по потреблению, способы хранения, альтернативы) Практика: Создание таблицы «основные группы питательных веществ» (заполнение шаблона по ходу лекции). День 8 Теория:
Молочные продукты
Мясные и рыбопродукты
Яйца
Жиры и масла
Сладости и закуски
Напитки
(виды, пищевая ценность, роль в рационе, рекомендации по потреблению, способы хранения, альтернативы) Практика:
Создание таблицы «основные группы питательных веществ» (заполнение шаблона по ходу лекции).
День 9 Теория:
Питание детей и подростков (переход к самостоятельному питанию, влияние стилей жизни и занятий на питание, быстрое питание, недостаток времени).
Особенности питания взрослых (сбалансированное питание для поддержания здоровья, профилактика хронических заболеваний).
Питание пожилых людей (изменения в метаболизме и потребностях в питательных веществах, профилактика недостаточности витаминов и минералов).
Спецификации питания для женщин и мужчин.
Влияние менструального цикла на питание женщин.
Питание в период беременности и лактации: основные рекомендации.
Практика:
Разбор кейса питания взрослого тренирующегося 3 раза/неделю мужчины.
День 10 Теория:
Общее понятие о роли питания в лечении заболеваний.
Питание при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Питание при диабете.
Питание при заболеваниях ЖКТ.
Питание при заболеваниях почек.
Практика: Разбор кейса питания мужчины с ССЗ и диабетом. Разработка рекомендаций. День 11 Теория:
Питание при заболеваниях печени.
Питание при аллергиях и непереносимости.
Питание при ожирении и метаболическом синдроме.
Роль нутрициолога в поддержке клиентов с заболеваниями.
Практика:
Разбор кейса питания женщины с непереносимостью лактозы. Разработка рекомендаций.
День 12 Теория:
Основные принципы составления индивидуальных рационов.
Узнавание потребностей клиентов: цель, уровень активности и здоровье.
Учет особых потребностей.
Методы отслеживания питания.
Коррекция плана питания.
Рациональное питание. Сбалансированное питание.
Почему стандартизированные диеты не всегда эффективны?
Практика:
Разбор своего рациона с момента, как было дано задание. Выявить достоинства и недостатки. Внести корректировки и придерживаться их до конца курса.
Разбор реального кейса питания клиента. Разработка рекомендаций.
День 13 Практика:
Ролевые игры: как общаться с клиентами по вопросам питания.
День 14 Мастер-класс:
Этикетка продукта от и до
День 15 Теория:
Введение в психологию питания
Как пищевые привычки связаны с психологическими аспектами
Эмоции и еда
Культура и еда
Психологические факторы, влияющие на аппетит
Влияние среды на питание
Влияние психологии на выбор пищи
Практика:
Анализ триггеров пищевого поведения
День 16 Теория:
Физиология и психология вкуса
Психология привычек
Психология похудения
Создание здорового отношения к еде
Пищевая зависимость
Расстройства пищевого поведения и их влияние на здоровье
Практика:
Обсуждение случаев расстройства пищевого поведения и поиск решений.
День 17 Теория:
Типы лабораторных анализов
Оценка нутритивного статуса
Роль гормональных анализов
Анализы для мониторинга заболеваний
Использование маркеров воспаления
Анализы кишечной микробиоты
Тестирование на непериносимость и аллергию
Практика:
Разбор кейса анализов клиента.
День 18 Теория:
БАДы и анализы. Грамотные рекомендации в пределах компетенции.
Практика:
Работа в парах. Разбор кейсов анализов друг друга и разработка рекомендаций.
День 19 Теория:
Питание
Физическая активность
Психическое здоровье
Сон
Гидратация
Отказ от вредных привычек
Профилактика заболеваний
Социум и здоровье
Практика:
Создание индивидуального плана здоровья. Обсуждение в группе.